Криминальное чтиво про обратное превращение лома в стратегический объект
Афера века под носом Министерства обороны РФ в Мурманской области. Мы расскажем, как купить судоремонтный док, пущенный на лом за 5 миллионов рублей. Затем вытащить из государства сумму больше 1 миллиарда на его восстановление и получить уникальное оборудование в личное пользование. Интересная коммерческая схема?
Афера века под носом Министерства обороны РФ в Мурманской области. Мы расскажем, как купить судоремонтный док, пущенный на лом за 5 миллионов рублей. Затем вытащить из государства сумму больше 1 миллиарда на его восстановление и получить уникальное оборудование в личное пользование. Интересная коммерческая схема?
Чтобы ее провернуть, нужно было разыграть настоящую шахматную партию, а государство в ней сыграло роль простых пешек. Кто же главное действующее лицо? Все ниточки идут к небезызвестному директору «10 судоремонтного завода» Евгению Зудину.
Итак, несамоходный плавучий док СПД-76 – это махина грузоподъёмностью 4,6 тысячи тонн, длиной 118 метров, шириной около 30 и высотой почти с пятиэтажный дом. Док был построен в 1982 году в Нижегородской области и был предназначен для ремонта подлодок, малых ракетных и противолодочных кораблей. Но всему приходит конец. И в ноябре 2012 года – через 30 лет после постройки дока - приказом Владимира Королёва, в тот момент командующего Северным флотом, док был исключён из состава военно-морского флота. В приказе №1274 от 9 ноября 2012 года черным по белому описана причина исключения дока: «в связи с утратой тактико-технических характеристик, нецелесообразностью его восстановления и невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению».
Командиру войсковой части №77360-Д этим же приказом предписано «подготовить исключаемый из состава военно-морских сил к реализации установленным порядком». Ожидалось, что сооружение будет разрезано на лом, далее на рынок уйдут черные и цветные металлы, и про СПД-76 больше никто никогда не услышит.
Но через 6,5 лет – уже в апреле 2019 – история получила продолжение. Док, наконец, был продан. По сути это 4,6 тысяч тонн неразделанного смешанного лома черных и цветных металлов. Цена за лом – 5,3 миллиона рублей. Покупатель – компания «Транс-лом». И единственная цель продажи-покупки, описанная в акте, - утилизация. Это значит одно: док идет на лом черных и цветных металлов и никаким образом не может использоваться по другому назначению, поскольку – незаконно.
Но еще через некоторое время обладателем дока стала мурманская компания «Продмонтаж профи», сам же док помещен к плавучему причалу № 10 АО «10 СРЗ» в ЗАТО Александровск. Судоремонтным заводом руководит Евгений Зудин.
Примечательно, что у нового владельца дока отсутствует лицензия на выполнение работ по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. «Продмонтаж профи» - это компания с уставным капиталом 10 тысяч рублей и 1 (!) единственным штатным сотрудником (она же - директор и владелец), а также с полным отсутствием ежегодной выручки и прибыли (за 2016-2017-2018 годы - сплошные нули), основное направление работы – строительство жилых и нежилых зданий, аренда, управление и прочие операции, связанные с недвижимостью, директор и владелец ООО – Ольга Кондакова, связанные лица, согласно открытым источникам информации, - ее муж Сергей Кондаков.
Именно этот гражданин и начал пробивать возможности восстановления дока, а по сути обратного превращения лома в работающий объект стратегического назначения. При всем этом у «Продмонтаж профи» нет и фондовооруженности, что явно свидетельствует о роли компании в качестве посредника. Зато у Сергея Кондакова – ранее проходившего по делу о черных риелторах - есть давняя дружба с Евгением Зудиным.
Есть еще интересный факт - за стоянку на причалах «Продмонтаж-профи» судостроительному заводу напрямую не платит. Оплата идет по взаимозачету через одну аффилированную фирму - ООО «ССК». С этой фирмой семейство Зудиных связано напрямую. Учредитель и генеральный директор «ССК» всё та же Кондакова Ольга Олеговна.
Значит, Зудина и Кондакова связывает не только дружба, но и совместные дела.
Зная этот факт, можно смело отметать вопросы о том, зачем ООО «Продмотаж профи», у которой нет ни лицензии на ремонт вооружения и военной техники, ни производственной базы, ни специалистов, восстановливать СПД-76?
Это нужно Зудину, который, вполне возможно, с самого начала знал, что док можно восстановить и провернул многоходовую схему, приобретя махину стратегического назначения по цене лома через аффилированные компании. Напомним, цена на этот объект в качестве лома составляла 5 миллионов рублей. Следующий шаг, как очевидно, – покупка дока уже как изделия миллионов за 50, а то и за 100 миллионов. И купит его «10-СРЗ» в лице Евгения Зудина, конечно, за государственные деньги и якобы на важные государственные цели. Продавец – Кондаков, друг и соратник Зудина. А дальше государство потратит еще 1 миллиард с лишним на ремонт этой махины.
Схема ясна, но остается несколько вопросов: куда смотрит военная прокуратура? Где прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах? И что по всему этому поводу думает начальство Зудина в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)?
Очень жаль, но подобные истории делают словосочетание «честный прокурор» юмористическим и воспитывают в российских гражданах растущее недоверие к представителям правоохранительных органов. Ведь все эти преступные схемы, по-хорошему, должны быть раскрыты не статьями в интернете, а на официальных сайтах ведомств и в отчетах прокуроров. Вот только фамилия Зудин в таких отчетах не фигурирует. Военный прокурор Северного флота Серей Казаков молчит. Закрывает глаза, судя по всему написанному, и мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах советник юстиции Денис Морозов. А может, он и вовсе покровительствует Евгению Зудину, и поэтому имеет возможность приобретать дорогостоящую недвижимость в Москве и возводить собственный дом в Мурманске? Иначе, возможно в прокурорских документах фамилия Зудин встречалась бы часто. Но вся биография директора «10 СРЗ» говорит о том, что он умеет находить покровителей и через них решать нужные вопросы.
Так, например, явное покровительство Зудину оказывает Советник Президента АО «ОСК» Ялымова Марина Дмитриевна. «10 СРЗ» как раз и входит в состав Объединенной судостроительной корпорации. Но знает ли Президент ОСК уважаемый Алексей Львович Рахманов о том, что творится в его корпорации? Или же подобные операции, как превращение дока в лом и обратно, одобряются только на этапе Советника Президента АО? Если так, то не удивимся, что в самое ближайшее время какая-то из аффилированных друзьям Зудину и Кондакову компания срочно займется ремонтом СПД-76 и получит на это сотни и сотни миллионов рублей.
И именно Зудину перепадет главная выгода от этой аферы.
А власти что? Власти обсуждают большое будущее «10 СРЗ». Готовится создание Арктического центра судоремонта в Мурманской области. Этот масштабный проект обсуждался на совещании с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом и министром промышленности Денисом Мантуровым. Только вот интересно, ни молодому технократу Чибису, ни Мантурову никто не доложил о планах на СПД-76, который, судя по всему, и собирают использовать для Арктического центра, и который будет приносить своим владельцам немалые деньги после ремонта за госсчет. О том же, что док списан на лом и принадлежит частной структуре, просто умолчали или намеренно ввели в заблуждение, чтобы опытные и активные политики – Чибис и Мантуров - не раскусили хитрый коммерческий план.
А что дальше? А дальше немного статистики: в декабре 2019 года в Южной бухте г. Севастополя затонул плавучий док ПД-16 с подводной лодкой Б-380 на борту, в 2018 году в Мурманской области затонул плавучий док ПД-50, предназначенный для докования ТАВКР «Адмирал Кузнецов». «Адмирал Кузнецов» успел выйти из дока и практически не пострадал. А вот люди пострадали. Один рабочий пропал без вести, один – умер в больнице. Причина затопления доков, среди прочих, - неудовлетворительное техническое состояние. По этой же причине СПД-76 был списан и определен на утилизацию. А вот попытка дать ему новую жизнь может привести к печальным последствиям – это и человеческие жизни, и возможная техногенная катастрофа, и материальный ущерб. Но разве об этом думают, когда на кону огромные деньги.
Первая публикацция - блог Петра Иваненко