От «Татлома» нет приема: для борьбы с воровством с работников брали расписки на 250 тысяч?
Бывшие контролеры лома отбиваются от исков, пытаясь доказать, что они ничего не должны бывшему работодателю — компании «Татлом», входящей в «Акрон Холдинг». Она даже не признает людей своими сотрудниками и все отрицает, ведь расписки писались на имя физлица — директора одной из структур. Эксперты утверждают, что подобные методы борьбы с кражами используют часто, но главная беда отрасли — не нелегальные работники, а незаконные пункты приема лома.
НА РАБОТУ — В ДОЛГ
Без зарплаты, но с долгом около 400 тыс. рублей перед экс-работодателем остались бывшие работники челнинской компании «Татлом», которая занимается приемом и переработкой металлолома. Как рассказывают сотрудники предприятия, все они были трудоустроены в 2019 году приемщиками лома. Большей частью — неофициально. Новичков встречал директор фирмы Всеволод Белов, предъявляя ко всем без исключения необычное требование. Каждому необходимо было написать долговую расписку на 250 тыс. рублей на имя Андрея Маслова, директора вышестоящего структурного подразделения компании — ООО «Самарская металлоломная компания». Объясняли это так: бумага является гарантом того, что новый сотрудник не будет совершать хищения. Означенная сумма долга, по всей видимости, связана с тем, что доход от сдачи металлолома выше 250 тыс. рублей облагается налогом. Расписку обязались вернуть при увольнении либо обновлять каждый месяц при сдаче металлолома и остатка денег. Никаких копий или вторых экземпляров на руки сотрудникам не выдавали. Поэтому точного содержания этого документа они не помнят. Да и Маслова никто ни разу не видел. Однако расписки писали и продолжали работать.
Насторожиться приемщикам лома пришлось сразу после увольнения. На руки расписки им не выдавались. А спустя полгода челнинцам стали приходить «письма счастья» из третейского суда Самарской области. Постановление гласило о том, что исковое заявление подано Масловым, на чье имя и писались расписки. В иске директор «СамМетКома» требовал не только вернуть 250 тыс., но и набежавшую неустойку в размере 0,1% от суммы «займа» за каждый день просрочки. За несколько месяцев неустойка накопилась по 100–150 тыс. рублей.
Один из пострадавших работников, Олег Азизов, проработал в компании всего месяц, сдал все материалы, остаток наличности, у директора никаких претензий не было, уверяет сотрудник. Однако через полгода ему пришел иск на общую сумму 381 тыс. рублей. После этого он по телефону связался с Беловым. «Он сказал, что, вероятнее всего, холдинг остался недоволен моими последующими действиями. Якобы я причинил им экономический ущерб. Я попросил объяснить, что это за последующие действия и каков ущерб. Мне он ничего не объяснил, но сказал, что у него лично ко мне никаких претензий нет», — поведал историю Азизов. Зарплату, кстати, он так и не получил, хотя ему был положен оклад в 10 тыс. рублей.
Под «последующими действиями», утверждает Олег, подразумевается его дальнейшее трудоустройство к конкурентам. Дело в том, что компания «Татлом» не смогла договориться о продлении аренды территории, на которой находилось производство, и арендодатель попросил освободить ее. Это совпало с увольнением Азизова, и хозяин территории предложил остаться работать у него, в последующем открыв свой пункт приема металлолома. В отличие от компании «Татлом», работа там была официальной, зарплата — белой. Но того, что Азизов остался и помог организовать приемку лома другим бизнесменам, видимо, в «Татломе» простить не смогли.
Артем Ревенко отработал в компании год и имел аналогичный разговор с Беловым после увольнения, который ни к чему не привел. «Расписку, сказали, вернем, потом стали кормить завтраками каждый раз. Я по этому поводу обращался в ОП „Комсомольский“ в марте, спустя месяц после увольнения. В итоге к ним пришел Белов и, глядя на меня, сказал, что меня вообще первый раз в жизни видит. Я неофициально у них работал. И в полиции вынесли отказной материал. Но такая же ситуация у тех, кто работал официально. Теперь уже люди не ждут, когда им исковые заявления придут, а тоже сразу начинают с нами вместе действовать», — рассказал Ревенко.
Еще один сотрудник, Нияз Минзалиев, по словам Белова, устраивался с ним на работу в один день и точно так же не может получить на руки долговую расписку. «Ему сказали то же, что и мне: ты ушел к конкурентам. Хотя ему предложили работу только через полтора месяца после увольнения. А в „Татломе“ ему дали понять, что он имеет право работать с металлоломом, но только в другом городе. Где вот в нашем законодательстве такое прописано?» — возмущается Олег. Полгода его напарник работал неофициально, потом еще около года — уже по трудовому договору. Зато сотрудник весьма удивился, забрав трудовую книжку. Оказывается, все это время он был трудоустроен в Ижевске, а не в Челнах.
После этого четверо экс-работников «Татлома» (к трем товарищам по несчастью присоединился нижнекамец Анатолий Прибылов, также не получивший расписку на руки) объединили усилия и написали коллективное заявление в прокуратуру, УВД Челнов и в следственный комитет — напрямую главе ведомства Александру Бастрыкину. Пока обращения приняты к рассмотрению, но никакого движения по ним нет, утверждают подписанты. Заявление в УВД передали по подведомственности в ОП «Комсомольский», т. к. «Татлом» прописан в поселке ЗЯБ.
Экс-работники «Татлома» утверждают, что потенциальных и реальных жертв от долговых расписок может быть значительно больше. Приемки металлолома компании есть в Бугульме, Лениногорске, Нижнекамске, Мензелинске и Челнах — в общей сложности около 30 пунктов. Только в Челнах их не менее 13, из которых лишь две-три официальные, утверждают работники. И с каждого сотрудника берутся такие расписки.
«Они пока работают и боятся выступать вместе с нами, потому что к ним работодатель может санкции применить. Могут пострадать и те, кто работал и уже уволился, но кому пока не пришли исковые заявления», — в один голос говорят подписавшиеся под заявлением.
Компанию уличили в «неуплате миллиардов рублей налогов». Холдинг заявил о намерении оспорить выводы налоговой службы и считает визит следователей, парализовавший работу компании, излишним
ХОЛДИНГ С КИПРСКИМИ КОРНЯМИ И 30-ТЫСЯЧНОЙ ВЫРУЧКОЙ
Обе компании — и «Татлом», и «СамМетКом» — входят в структуру АО «Акрон Холдинг», зарегистрированного в Тольятти. Специализируется на заготовке и переработке лома и отходов черных и цветных металлов, а также утилизации транспорта, бытовой техники и электроники. Как говорится на сайте компании, это вертикально интегрированный промышленно-металлургический холдинг, в составе которого насчитывается 38 региональных структурных подразделений, ведущих свою деятельность в 22 регионах России. По объемам заготовки лома черных и цветных металлов холдинг занимает лидирующие позиции на территории России и стран СНГ. В состав холдинга входит 11 металлургических заводов, 108 производственно-складских комплексов, 7 портовых точек и сотни единиц специальной техники. В холдинге трудятся свыше 8 тыс. высококвалифицированных сотрудников.
Управляет холдингом известный самарский бизнесмен Павел Морозов. 100% акций общества принадлежат компании «Русметал инвестментс, Лимитед» на Кипре. Впрочем, выручка АО за 2019 год весьма и весьма скромна и составляет всего 30 тыс. рублей, чистый убыток зафиксирован на уровне 4,2 миллиона. На фоне материнской организации показатели челнинского «Татлома» выглядят просто прелестными — выручка за прошлый год составила 803 тыс. рублей, а чистая прибыль — 18 тысяч.
Отметим, что проблемы в холдинге есть не только у низшего звена неоформленных сотрудников. Как сообщается в открытых источниках, 8 сентября сотрудники главного следственного управления следственного комитета России (ГСУ СКР) по Москве провели обыски в офисах ГК Akron Holding в Тольятти. Они были связаны с выездной налоговой проверкой в хозяйстве того самого собирателя долговых расписок — Маслова. Компанию уличили в неуплате налогов на сумму 400 млн рублей. Также сообщалось о возбуждении уголовного дела по ст. 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов») в отношении директора «СамМетКома» Маслова. Неназванные собеседники агентства «Прайм» уточняли, что обыски были также в офисах холдинга в Москве и Самаре, а дело касается «неуплаты миллиардов рублей налогов». Впрочем, холдинг заявил о намерении оспорить выводы налоговой службы и считает визит следователей, парализовавший работу компании, излишним.
«Татлом» и «СамМетКом» входят в структуру АО «Акрон Холдинг», зарегистрированного в Тольятти. Оно специализируется на заготовке и переработке лома, а также утилизации транспорта, бытовой техники и электроники
В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ НЕ СОСТОЯЛИ
В материнской компании «Акрон Холдинг» о ситуации с челнинскими приемщиками лома нашему изданию сообщили, что 100% доли в уставном капитале ООО «ТатЛом» было приобретено холдингом в июле 2019 года, хотя сама компания существует с 2016-го. Компания имеет лицензию №510 от 23 октября 2018 года на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Осуществляет свою деятельность в Альметьевске, Лениногорске, Бугульме, Нурлате, Бавлах, Азнакаево, Заинске, Набережных Челнах. Численность сотрудников компании составляет 50 человек, с каждым работником заключен трудовой договор в соответствии с требованиями Трудового законодательства РФ.
Однако признавать авторов заявлений своими работниками холдинг отказался. «Указанные в запросе граждане Ревенко, Азизов и Прибылов в трудовых отношениях с ООО „ТатЛом“ никогда не состояли. С гражданином Минзалиевым был заключен трудовой договор с 10 по 18 июня 2020 года, согласно которому он работал в должности контролера лома и отходов металла второго разряда, по совместительству — дозиметристом в Ижевске (в обособленном подразделении ООО „ТатЛом“). Гражданин Минзалиев был уволен по собственному желанию в соответствии со статьей 80 ТК РФ, при увольнении получил полный расчет. Со всеми вышеперечисленными гражданами ни ООО „ТатЛом“, ни АО „Акрон Холдинг“, ни какая-либо другая компания группы в каких-либо иных договорных отношениях не состояли, в том числе не предоставляли им займы, не требовали от них долговых расписок. Личные договорные и финансовые взаимоотношения граждан с гражданином Масловым являются их личными вопросами, в которые АО „Акрон Холдинг“ не вправе ни вмешиваться, ни комментировать», — гласит официальный ответ.
Примерно аналогичный ответ дал «БИЗНЕС Online» и Белов в личном разговоре с корреспондентом — трое сотрудников не имеют никакого отношения к организации, а по всем остальным вопросам даст ответ холдинг.
Методы и способы предотвращения хищений в своем структурном подразделении холдинг фактически оставил без ответа, сославшись на политику безопасности компании, обсуждать содержание которой в публичном пространстве значит подвергнуть угрозе экономическую безопасность «Акрон Холдинга».
Прокомментировал холдинг и выездную проверку налоговиками «СамМетКома». В холдинге подтвердили, что по ее результатам был составлен акт, содержащий мнение проверяющих о возможных налоговых недоимках. Налогоплательщиком были предоставлены возражения на данный акт. 25 сентября состоялось рассмотрение материалов выездной налоговой проверки ООО «СамМетКом», после чего назначили дополнительные мероприятия налогового контроля. После их окончания будет проведено повторное рассмотрение материалов проверки с вынесением итогового решения о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении. Директор Маслов, как утверждают в компании, в настоящий момент осуществляет руководство на своем рабочем месте, само предприятие ведет производственную деятельность в обычном режиме.
«ВСЕ НЕЛЕГАЛЫ ОБМАНЫВАЮТ ЛОМОСДАТЧИКОВ — И ЭТО БРОСАЕТ ТЕНЬ НА ВСЮ ОТРАСЛЬ»
Один из участников рынка металлолома, пожелавший не называться, утверждает, что компания «Татлом» контролирует 40–50% рынка цветных металлов в Челнах. В целом же в автограде, по прикидкам работающих в этой сфере, на 50 легальных приемных пунктов приходится 40 незаконных. И с ними очень сложно бороться. «Все нелегалы обманывают ломосдатчиков — и это бросает тень на всю отрасль. Мы пытаемся людям подобное объяснить. Допустим, мы ставим цену 12 тысяч рублей за тонну. И тут же нелегалы ставят такую же стоимость, но мы понимаем, что они не могут одинаковую с нами цену держать, потому что не способны по одной и той же стоимости принимать и сдавать лом. Много раз выявлялись такие ситуации. Порой, когда на нелегальной приемке цена выше, чем у нас, мы рекомендуем ломосдатчикам хотя бы просто взвеситься в легальной точке, чтоб там их не обманули. Потому что все нелегалы завышают цену при приеме лома и занижают вес металлолома. Если вас приманивают высокими ценами, они должны же на чем-то заработать», — объяснил собеседник.
Гендиректор ПО «Промвест», крупнейшего в Закамье переработчика черного лома, Андрей Балта сказал, что слышал о подобных оригинальных методах предотвратить воровство лома или наличности, но в его компании подобное не практикуют. «У нас все приемные пункты оборудованы камерами. Мы и людей подбираем так, чтобы не на один день. У нас нет текучки. Мы стараемся работать конструктивно, вести диалог с работниками, собираем предложения, заботимся об условиях. Воровство мы тоже не наблюдаем. Ситуацию держим под контролем. Может, в той компании люди часто приходили и уходили. С одной стороны, у работодателя есть гарантия, а с другой — ты человека держишь в страхе. Не каждый согласится работать, имея сразу долг перед предприятием. Это стиль работы компании», — высказал мнение Балта.
По поводу нелегалов он отметил, что в этой сфере все очень запущено, порядок никто не наводит, приемки регулярно нарушают все мыслимые правила — Земельный кодекс, Экологический, Налоговый. Но эти нарушения никто не ищет. «Весной состоялась онлайн-встреча на уровне президента Татарстана. Тогда было дано поручение прокурору республики навести порядок в этой области. И сначала пошло некоторое движение, но потом все сошло на нет. Мы платим большое количество налогов — по всем компаниям собирается около 500 миллионов рублей по республике. А нелегалы ничего не платят. И невольно начинаешь задумываться: может, тоже в нелегалы перейти? И, если мы не хотим потерять эти доходы в бюджет, надо легальный бизнес поддерживать, а не душить проверками. А они приходят именно к легальным компаниям, пока подпольные приемки развиваются», — с сожалением отметил Балта.
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/485281?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop