Позиции ведущих электронных торговых площадок по вопросу введения биржевой торговли ломом черных и цветных металлов
В настоящее время активно обсуждается тема биржевой торговли ломом. Ожидается, что с 1 апреля 2020 года экспорт лома черных и цветных металлов будет регулироваться через организованные торги на бирже. Одновременно посредством этого же механизма предполагается и отчуждение госкомпаниями лома и отходов черных и цветных металлов, согласно проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», подготовленному ФАС.
В нормотворческих решениях государства биржевые инструменты рассматриваются как безальтернативные. С таким решением не согласны ведущие Электронные торговые площадки. Они считают, что биржевые инструменты не должны рассматриваться в отрыве от существующего опыта реализации лома металлов. Во внимание должны приниматься давно зарекомендовавшие себя инструменты в сфере продажи имущества, в частности, торги, проводимые в электронной форме через электронные торговые площадки - ЭТП.
Операторы электронных площадок - «Lot on-line» и «ЭТП ГПБ» - направили в профильные министерства и ведомства обращения против эксклюзивного права бирж на торговлю ломом черных и цветных металлов, которые сейчас находятся на рассмотрении в Минфине, Минпромторге и ФАС России.
Редакция встретилась с представителями ведущих признанных Правительством РФ ЭТП России: Генеральным директором АО «Российский аукционный дом» («Lot on-line»), Председателем Комитета по торгам общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Степаненко Андреем Николаевичем и Генеральным директором ООО «Электронная торговая площадка Газпромбанка» Константиновым Михаилом Юрьевичем для получения комментариев по поводу этих нормотворческих инициатив.
- Андрей Николаевич, как вы относитесь к нормотворческим начинаниям, предпринимаемым Правительством РФ, в части необходимости торговли ломом металлов через биржу?
- Действительно, вопрос о необходимости нормативного регулирования оборота лома металлов в нашей стране давно назрел. Еще в 2016 году Минэкономразвития России предпринимало попытки ввести понятные всем правила отчуждения лома металлов для госкомпаний. Тогда речь шла о простых торгах, проводимых в электронной форме через ЭТП, аккредитованные для продажи приватизируемого госимущества. К сожалению, эти попытки погрязли в ведомственных согласованиях, разногласиях, встретили серьёзное лобби со стороны крупных операторов на рынке лома и самих госкомпаний, часть из которых не заинтересована в отлаживании прозрачных и всем понятных правил игры по реализации лома металлов. В результате соответствующий проект постановления Правительства РФ был положен под сукно.
Надо обратить внимание, что сейчас пальму первенства в этом вопросе перехватила в настоящее время ФАС России. Идеи Минэкономразвития России о продаже лома госкомпаний через аккредитованные Правительством РФ ЭТП были изменены, и в результате мы видим на месте ЭТП биржи. При этом указанные ЭТП ни в одном документе и состоявшемся обсуждении, инициированных ФАС России по этому вопросу, не рассматривались.
Вместе с тем, еще в 2016 году ни от одного органа власти и участника рынка мы не слышали о возможности торговли ломом через биржу. И это легко объяснимо. Дело в том, что лом – не биржевой товар. Его сложно стандартизировать, нет системы и инфраструктуры допуска партий лома к биржевым торгам. В отличие от этого ЭТП уже работающий и всем понятный механизм продаж лома металлов. В целом, идеи о введении торговли ломом через биржу в отсутствии альтернативы в виде ЭТП носят деструктивный характер.
- А какой положительный опыт продажи лома через ЭТП вы можете привести в пример?
- За таким опытом нам не надо далеко ходить. АО «РАД» в свое время реализовывал лом черных и цветных металлов. В 2016 году через нашу ЭТП прошли объемы лома металлов, в результате продажи которых государство получило около 2,9 млрд.рублей.
- А почему же этот опыт был прерван и не учитывается сейчас, если торги, проводимые через ЭТП, показывали столь существенные результаты?
- Причин этому много. Среди них уже упомянутое лобби, не заинтересованное в конкурентных способах отчуждения лома, неповоротливое межведомственное и внутриведомственное взаимодействие при решении вопросов о введении тех или иных механизмов реализации лома металлов. Так, если провести анализ полномочий органов власти, то тут мы видим явное пересечение компетенций. Так, Минэкономразвития России отвечает за реализацию политики в области имущественных отношений и управления госкомпаниями, ФАС России – за чистоту торгов, Минпромторг России обладает регуляторикой в сфере обращения с ломом. Сразу аж 3 ведомства так или иначе регулируют сферу обращения лома металлов, и у каждого свое видение, как должен решаться этот вопрос. Добавьте туда Минюст России с правовой позицией, всяких экспертов. В общем, без волевого решения Правительства РФ по этой проблеме, адекватно решить вопрос с ломом практически очень сложно. История с биржей, лишь выявила существующие противоречия, так как не все государственные учреждения в восторге от идеи.
К тому же изменилась нормативная база. Принято Распоряжение Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 894-р, которое рекомендовало, но не обязывало госкомпании к продаже непрофильных активов через торги на приватизационных ЭТП. Это снизило активность в сфере публичных продаж лома. Если идея о продаже лома металлов исключительно через биржу будет поддержана, то в таком случае наша ЭТП будет вынуждена прекратить продажу лома металлов в принципе. В таком случае, целый сегмент бизнеса будет закрыт, потребители соответствующих услуг лишатся адекватной альтернативы.
- Андрей Николаевич, но все же, что, по вашему мнению, послужило вывести в повестку дня продажу лома через биржу?
- По моему глубокому убеждению это непонимание проблемы. Люди посмотрели на запад и увидели бренд «London Metal Exchange», подумав – «а почему бы и нет?». Но если на Западе предприниматель идет на биржу чтобы заработать, точно понимая, как это будет происходить, какие риски есть, у нас идеи спускаются сверху, в качестве эксперимента. Хочешь, не хочешь, а надо идти на биржу и торговать, в противном случае закрывай предприятие. Такой порядок объективно требует приспособления к возникшей ситуации, в связи с чем можно прогнозировать изобретение способов обхода и злоупотреблений при выполнении соответствующей обязанности.
- Если мы правильно вас понимаем, то вы выступаете за торговлю ломом металлов только через ЭТП?
- Тут надо уточнить. Мы - за прозрачные механизмы. Но надо чувствовать грани, где государству нужно вмешаться, а где лучше воздержаться от вмешательства. Так, не ясно, какой конъюнктурный фон у решения по реализации экспортного лома через биржу. Там свободный, частный бизнес работает. К тому же на кону иные субъекты, в частности, порты, судовые компании, в глобальном масштабе - имидж государства. Гослом – особый актив. Мы считаем такое имущество квазигоссобственностью. Поэтому тут ограничения на оборот в интересах государства уместны. Но мы опять же не говорим об ограничении – только биржа. Пусть госкомпания сама выбирает идти ей на биржу, ЭТП, или провести классические торги. Главное, чтобы это были не наспех сколоченные «карманные» ЭТП, а те, которым государство доверяет. Сейчас уже сформирован пул универсальных стандартизированных ЭТП, на которых проводятся и госзакупки, и продажи госимущества. Лом – то же самое имущество и продается так же, как и любое иное имущество, по тем же правилам, методикам и подходам. Не надо изобретать велосипед, который с квадратными колесами и заведомо не поедет, он давно изобретен, надо только сесть на него и крутить педали.
- Михаил Юрьевич, а как вы относитесь к инициативам ФАС России в части скорого введения биржевых торгов ломом металлов?
- По итогам анализа проведенных биржевых торгов ломом мы видим значительный спад реализации, вплоть до минимального объема за последние 7 лет. Создание отлаженной схемы реализации лома металлов, действительно, а не номинально отвечающей интересам бизнеса, через биржу займет длительное время, а обязывание ломозаготовителей обращаться к несовершенному механизму грозит остановкой торговли ломом. Подобное отсутствие работающей альтернативы может нанести значительный ущерб соответствующему виду экономической деятельности.
- Михаил Юрьевич, а какие преимущества торговли ломом через ЭТП перед биржевой торговлей вы видите на опыте работы вашей ЭТП?
- Преимущества ЭТП перед биржевой торговлей заключаются в давно отлаженной электронной форме торгов, формализованными требованиями государства к упомянутым универсальным ЭТП (регулярный технический аудит и система постоянного электронного контроля). На ЭТП-Газпромбанка уже созданы и успешно работают отдельные секции для реализации различного имущества организаций, в том числе, для лома металлов, в рамках которых можно быстро и просто подключить участников к торгам, оперативно обмениваться документами через ЭДО, получать доступ к различным дополнительным сервисам. Все это существенно повышает эффективность продаж и доходы наших клиентов.
- Что с вашей точки зрения привело государство к идее ввести обязательную биржевую торговлю ломом для определенных сфер?
- Целью нормотворческих инициатив является недопущение занижения цен на реализуемый лом. Однако именно этой идее наилучшим образом соответствует проведение аукциона по классической схеме, когда цена в процессе торгов увеличивается на шаг повышения цены. По итогам торгов, проведенных на нашей ЭТП, мы можем показать увеличение начальной цены в 2, а то и в 3 раза. А это - цена продажи!
В биржевом стакане позиции могут сохраняться незатребованными долгое время в виду особого порядка проведения торгов. И это необязательно будет самая высокая стоимость. Пример биржевых торгов показывает, что актив в условиях биржевой игры может даже существенно упасть в цене. Вместе с тем биржа является индикатором цен, на которые ориентируются и фискальные органы. Тем самым, следует более скрупулезно проработать экономическую модель, обосновывающую целесообразность заведения лома металлов на организованные торги в виде биржевой товарной позиции.
- Михаил Юрьевич, какие нюансы необходимо учесть при дальнейшей доработке проектов актов, направленных на регулирование оборота лома металлов?
- Для извлечения прибыли из этого направления экономической деятельности не следует забывать про сохранение конкурентности и достижения наилучших цен на лом металлов. Бизнес испытывает потребность в работающих и эффективных механиках реализации, на этих нюансах и стоит сосредоточиться при нормотворческой работе.
Государственное регулирование оборота лома металлов также держит целью контроль и прозрачность процесса, и что, как не отлаженные уже много лет процессы и платформы для проведения государственных закупок, могут это обеспечить?
Торговля ломом металлов через проводимые на ЭТП аукционы - это не абстрактная идея, а вполне работающая схема, отвечающая интересам государства, желающего получать от своих активов высокую рыночную цену.
Источник Rusbalt