Некоммерческое партнерство заготовителей, переработчиков лома и опасных отходов «МЕТАЛЛАЛЬЯНС»

В РОССИИ ХОТЯТ ВВЕСТИ ПРОЗРАЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СБОРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО» МЕТАЛЛОЛОМА

С таким предложением выступает ФАС. Ведомство разработало механизм продажи металлолома, который образуется у государственных компаний, через биржевые торги. За год в России его сдают примерно на 1 трлн рублей. Почти половина этой суммы приходится на компании, контролируемые государством, например, РЖД, «Газпром», «Роснефть». Повышение прозрачности в отрасли, известной своими серыми схемами, приведет к увеличению доходов бюджета и повысит эффективность работы госкомпаний.

ФАС предлагает госкомпаниям продавать весь образующийся у них лом на бирже. Соответствующий проект постановления правительства в настоящее время проходит согласование в кабинете министров. Отсутствие прозрачности в этой сфере, уверены антимонопольщики, приводит к потере госкомпаниями доходов от утилизации лома, а это снижает эффективность их деятельности и приводит к увеличению тарифов на услуги естественных монополий. Большим подспорьем в успешном проведении предлагаемой реформы должно стать создание единой электронной системы учета лома.

Впрочем, введение четких правил игры в этой отрасли понравится не всем. Предложенные ФАС нововведения угрожают интересам компаний, которые сегодня «особо близки» к гослому. 16 декабря на пресс-конференции по итогам 2019 и задачам на 2020 год в области переработки отходов гендиректор ООО «ТрансЛом», член президиума ассоциации Руслом.ком Сергей Астахов посетовал на чрезмерные законодательные инициативы, дестабилизирующие рынок. По его мнению, «начиная с 2018 года мы получили ряд нововведений, которые дестабилизируют отрасль – это и введение агентского НДС, и экспортное квотирование, и инициативы об обязательном участии в торговле ломом на бирже».

Бизнесмен рассказал, что ассоциация подготовила консолидированный план по созданию системы учета металлолома. В документе содержатся ключевые мероприятия по «обелению» отрасли: создание системы учета металлолома на госпредприятиях, использование только безналичных платежей, повышение ответственности за нелегальную заготовку лома, совершенствование лицензирования и т.д.

В тоже время «ТрансЛом» хотя и бывшая «дочка» РЖД, но до сих пор имеет, например, привилегированные права на железнодорожный лом. Например, 11 декабря"ТрансЛом" получил три контракта на «разделку» более двух тысяч пассажирских вагонов. Контракты стоимостью около110 млн рублей должны быть выполнены к концу 2022 года.

В ломозаготовительной отрасли «ТрансЛом» считается структурой, обладающей серьезным административным ресурсом. В частности, она традиционно выигрывает тендеры естественного монополиста на утилизацию списанных железнодорожных вагонов. А списывается их ежегодно около 100 тысяч.

Кроме того, с лета 2019 года «ТрансЛом» официально стал эксклюзивным партнером Минобороны и Росгвардии по сбору лома черных и цветных металлов. В августе был подписан указ об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества. Военные получили право реализовывать металлолом «по рыночной цене» без проведения публичных аукционов. Министерство экономического развития, Министерство юстиции и Федеральная антимонопольная служба выступали против такого решения.

Напомним, что с 2014 года военный лом можно было приобрести на аукционах, которые проводил Российский аукционный дом (РАД). За три года по «металлическим лотам» прошло около 700 торгов на сумму почти 3 млрд рублей. Торги вызывали большой интерес в отрасли, а цены на них поднимались в два-три раза от начальных. Но в начале 2017 года министр обороны Сергей Шойгу обратился к Владимиру Путину с предложением предоставить «ТрансЛому» приоритетное право на покупку лома у военных, сославшись на то, что компания имеет крупнейшую в стране филиальную сеть и развитые производственные мощности. Весной 2018 года то же самое сделал директор Росгвардии Виктор Золотов.

При этом сами военные - еще до того, как «ТрансЛом» стал их эксклюзивным партнером – отмечали несостоятельность этой компании из-за задержки исполнения договоров и отсутствия необходимых технических и людских ресурсов. Об этом, в частности, весной 2017 года врио начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Сергей Бибик сообщал директору департамента имущественных отношений МО Дмитрию Куракину.

В мае этого года депутат Госдумы Андрей Луговой решил выяснить, почему военные продают «ТрансЛому» вторсырье по заведомо заниженным ценам. Депутат отправил в Министерство обороны запрос с просьбой предоставить данные торгов за 2017–2019 годы и пояснить, почему лом продавался по 8 тысяч рублей за тонну при средней рыночной стоимости - 17 тысяч. Депутат уверен, что если провести подробный анализ цен, по которым покупается лом, то разница с рыночным уровнем составит десятки млрд рублей. А через пару месяцев ФАС признала Минобороны нарушителем статьи 17 закона о конкуренции по торгам, которые выиграл«ТрансЛом», и выдала предписания устранить нарушения.

В настоящее время компания пытается завоевать доминирующее положение и на рынке металлолома ТЭКа. В частности, он активно участвует в тендерных конкурсах по продаже труб от газо- и нефтепроводов, выработавших свой ресурс. Кроме того, «ТрансЛом» сам и через аффилированные компании скупает поставщиков лома для производителей труб. Монополизация этого сегмента рынка приведет к росту цен на металлолом. А это, в свою очередь, станет причиной повышения цен на новые трубы, что в конечном итоге ударит и по гражданам, поскольку вырастут цены на бензин и дизельное топливо.

В частности, осенью этого года аффилированная с «ТрансЛомом» компания «Гермес» купила крупнейшего поставщика лома для металлургов «ТМК-Чермет». Эта компания обеспечивает металлоломом Таганрогский металлургический, Северский и Волжский трубные заводы, входящие в группу ТМК. В 2018 году «Чермет» заготовил для металлургов 2 миллиона тонн металлолома.

Депутат Госдумы Сергей Маринин обратился к курирующему промышленность вице-премьеру правительства Дмитрию Козаку с просьбой проверить эту сделку, поскольку она повлечет за собой дополнительные расходы нефтяных компаний. Дело в том, что металлолом является основным сырьем при изготовлении обсадных, насосно-компрессорных и нефтепроводных труб.

По итогам данного депутатского запроса была инициирована проверка ФАС. И несмотря на то, что антимонопольная служба сделку одобрила, на заседании правительства в октябре по инициативе Дмитрия Козака было решено вынести на рассмотрение кабинета министров предложения ФАС о продаже всего образующегося у госкомпаний металлолома через биржу.

Если данная инициатива будет реализована, это заметно повысит прозрачность данной отрасли.

 Источник ИА REX

Пункты приема металлолома
×

Закажите бесплатный звонок

×

Ваше сообщение было успешно отправлено нам. Спасибо!